ЭСТЕТИКА
"Человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения" (Г. В. Плеханов)
Постепенно эстетическое обретает самоценность в жизни отдельных людей и общества в целом.
Сильные и глубокие эстетические переживания знаменуют интенсивное становление духовных импульсов человека, имеют пробуждающее значение. Назначение красоты прежде всего будящее: она лишает человека покоя, порождает "творческую тоску", главное же - "вызывает душу на активность", "требует ответа".
При этом эстетические эмоции дают человеку возможность обретения духовной свободы.
Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил. "Эстетическое состояние" он сопрягал с внутренней свободой человека, преодолевшего зависимость как от морального принуждения, так и от всего чувственно-физического. Красота, по словам Шиллера, "восстанавливает в напряженном человеке гармонию, а в ослабленном -энергию".
Эстетический опыт разрешает конфликты психики и стрессы, помогает человеку гармонизировать собственную жизнь, "повышает восприимчивость, наполняет пониманием, сближает с окружающей средой". Сосредоточение на эстетическом предмете будит ощущение свободы, при этом эстетический опыт "развивает способность поставить себя на место других", "развивает взаимную симпатию", а также понимание других людей и культур.
Эстетический подход "вводит человека в жизнь другого, делает его участником единой для обоих жизни".
Эстетические переживания входят в жизнь людей не только в виде "звездных мигов", немногих и редких, но и как постоянный компонент жизнечувствия. Человеку, приобщенному к культуре, важно, чтобы находящееся вокруг не оскорбляло его вкуса и изо дня в день давало пищу положительным эстетическим эмоциям. Поэтому существенной гранью человеческой реальности является эстетическая окрашенность быта, в истоках своих традиционно-народного. "Практически все предметы, окружавшие древнего славянина в быту, были в большей или меньшей степени художественно обработаны".
Эстетическое "достраивание" повседневности - неотъемлемое звено культуры близких нам эпох, включая и современную.